История плавучего университета
Проект “Class@Вaikal” родился «в недрах» многолетней международной научно-образовательной программы «Обучение-через-исследования (Плавучий Университет)» (Training-through-Research (Floating University)), базируется на её принципах и осуществляется силами преданных энтузиастов этой программы.
Мечтая о развитии проекта “Class@Вaikal”, желая ему достигнуть немалых успехов и получить широкое признание и поддержку, нелишне вспомнить об истории «Обучения-через-исследования» Training-through-Research (TTR) …
Воспитать международное сообщество молодых специалистов - представителей разных народов и культур, ценящих эти различия и дополняющих друг друга.., хорошо профессионально подготовленных.., способных под руководством авторитетных ученых получать высококачественные научные данные - эти основные идеи заложены в программу «Образование через исследования» (Training-through-Research).
(из документа ЮНЕСКО «Плавучий университет» («Floating University», SС.95/WS.1, UNESCO, 1995)
История и достижения:
С 1984 года на геологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова существовала морская геолого-геофизическая практика на Черном море, во время которой студенты работали на настоящих судах в условиях реальной морской экспедиции. Постепенно результаты практики переросли чисто учебные рамки, на них стали ссылаться в научных публикациях, в докладах на различных конференциях. Возникла идея привлечь к этой практике Европейские университеты и научные центры, сделать на ее базе что-то вроде университета на борту судна. Впервые эта идея была «озвучена» в 1986 году в Париже на конференции ЮНЕСКО. В первом международном рейсе с итальянскими учеными на НИС «Академик Петровский» в 1990 году были продуманы структура и задачи «Плавучего Университета». В 1991 году, получив поддержку ЮНЕСКО, Европейского научного фонда и некоторых крупных университетов Голландии, Германии, Франции, Италии, Турции и Израиля, состоялась первая международная студенческая практика, которая стала ежегодной.
В 2011-ом году «Плавучий Университет» разменял уже свой третий десяток. И это общепризнанный рекорд для научных проектов такого высокого уровня, когда даже «долгожителям» отпущено не более пяти лет.
Колоссальный успех «Плавучего Университета» основывается на уникальных принципах, заложенных в основе его деятельности. «Обучение через исследования» - это второе название программы и первый основной ее принцип. Серьезные научные исследования, проводимые «Плавучим Университетом», всегда осуществляются при активнейшем участии студентов и молодых специалистов под руководством многоопытнейших специалистов самого высокого уровня. Это принципиально новый тип образования. Студенты вовлечены в реальные дела на всех этапах, от подготовки и планирования научных рейсов до написания статей и организации совещаний по программе. Высокая ответственность и работа бок о бок с учеными с мировым именем помогают студентам быстрее и качественнее осваивать премудрости морских наук и видеть реальные результаты реальных научных исследований. Они становятся не только свидетелями, но и участниками работ на переднем крае науки, авторами самых настоящих открытий, творцами истории научных достижений.
По общему признанию, «Плавучий Университет» стал образовательной программой не только для студентов. В экспедициях и в лабораториях университетов, на совещаниях и геологических экскурсиях царит поистине дружеская неформальная атмосфера, способствующая самому открытому обмену опытом между учеными разных стран, специалистами в разных областях и регионах. В такой атмосфере, а не за кафедрой в лекционном зале, и именитый профессор по-другому вслушивается в мнение студента, вместе и заново задумывается над казалось бы тривиальными вещами, учится свежему взгляду на устоявшиеся представления. И это тоже обучение через исследования, и это тоже уникальное достижение «Плавучего Университета».
Научные проекты и исследовательские приоритеты деятельности «Плавучего Университета» определяются на ежегодных собраниях Научного Комитета программы, в который входят известнейшие ученые Европы и России, специалисты в области морской геологии с мировым именем. Исполнительный Комитет, состоящий из постоянных участников, мэтров программы, разрабатывает финансовую стратегию, намечает календарный план основных событий года, определяет конкретные задачи, цели и способы их достижения.
Академический год «Плавучего Университета» начинается с подготовки морской экспедиции, одного из главных ежегодных мероприятий, базой для которого традиционно являются научно-исследовательские суда Министерства природных ресурсов Российской Федерации или Российской Академии Наук. В экспедицию приглашаются ученые и студенты ведущих Европейских университетов и исследовательских центров по морской геологии. Рейс длится до пяти-шести недель и обычно разделен на несколько этапов по районам работ и задачам исследований. В каждом этапе могут принимать участие до 20 иностранных ученых и студентов. Российские ученые и студенты участвуют обычно во всех этапах рейса. Каждый этап и рейс в целом завершается общим обсуждением полученных результатов, написанием научного отчета и планированием дальнейших лабораторных исследований.
По окончанию экспедиции участники возвращаются в свои университеты и научные центры, но «Плавучий Университет» продолжает работать. Наступает время камеральной обработки полученных материалов, подготовки публикаций и выступлений на совещаниях. Как и работа на борту судна, обработка материала ведется совместно. Российские ученые и, главным образом, студенты ездят с научными визитами к своим западным коллегам, в Россию приглашаются студенты и ученые из-за рубежа. Такие визиты и совместная работа позволяют еще больше укрепить научные и дружеские связи, возникшие во время экспедиций, ближе познакомиться с людьми и обычаями других стран, обмениваться опытом проведения исследований. Большинство таких визитов оканчивается подготовкой совместных публикаций в международных научных изданиях.
Другое важнейшие ежегодное событие «Плавучего Университета» – это подготовка и проведение традиционного совещания «Встреча после рейса». Оно обычно проводится в конце января – начале февраля, в одной из стран-участников прошедшего рейса. На совещание собираются участники экспедиции и программы, обсуждаются полученные результаты, строятся планы на будущее. Несколько дней пленарных и секционных заседаний обычно предваряются или заканчиваются геологической экскурсией, подготовленной организаторами совещания.
На протяжении 20 лет в программе приняли участие более 1000 студентов и ведущих ученых, профессоров Алжира, Бельгии, Великобритании, Греции, Грузии, Дании, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Марокко, Нидерландов, России, Саудовской Аравии, США, Туниса, Турции, Украины, Франции, Чили, Швейцарии. За это время российские студенты и аспиранты неоднократно проходили стажировки в университетах и научных центрах Европы, участвовали в национальных и международных конференциях. Расширялась география международных экспедиций. Из акваторий Черного и Средиземного морей «Плавучий Университет» вышел в просторы Атлантического и Северного-Ледовитого океанов. Морские научные центры Бельгии, Голландии и Франции с удовольствием приглашают в свои экспедиции российских участников, воспитанников «Плавучего Университета». Энтузиастами «Плавучего Университета» в МГУ создан Учебно-Научный Центр ЮНЕСКО по морской геологии и геофизике и Кафедра ЮНЕСКО по морской геологии и геофизике.
Основные научные результаты «Плавучего Университета» достигнуты в области морской геологии, литологии, сейсморазведки и геоакустики, геохимии газов и осадочных пород, минералообразования в районах газовых выходов, гидрогеологии, морской биологии. Ежегодно «Плавучий Университет» участвует в международных совещаниях и многих европейских проектах.
История создания "Плавучего Университета", его главные достижения, а также концепция, цели, задачи и принципы обучения в «Плавучем университете» неоднократно освещались в печати: