13 июля. Не дарите мне берег, подарите мне море…

Первый этап рейса незаметно подходит к своему завершению. Геолого-геофизическая жизнь на борту НИС «Г.Ю. Верещагин» вошла в размеренное русло. Слово «экспедиция» всё больше, помимо действия, можно отнести к коллективу людей, безумно влюбленных в Науку и Природу, очарованных Байкалом, встретившихся здесь и научившихся за короткое время работать на судне, как один слаженный механизм. Мы научились понимать друг друга с полуслова, мы научились делать свою работу легко и обыденно, у нас появились свои традиции и новые привычки. Никто не поверит, что мы вместе всего несколько дней. Мы уже гордимся, что мы – экспедиция, единое целое. Так сплачивает море, так сплотил нас Байкал. Уже послезавтра нам прощаться на причале, и оттого немного грустно…

А пока у нас полно дел. Ночная вахта проводила методические работы и настраивала профилограф под особенности объекта исследований. В очередной раз штудировался мануал, кто-то прикидочно высчитывал параметры на подвернувшемся клочке бумаге, кто-то разбирался с новым софтом, кто-то расчерчивал журнал будущих работ. Лишь полтора часа отвели на всю подготовку. Время – на вес золота. К рассвету и смене вахт всё было готово к профилированию в рабочем режиме. Продолжилось изучение глубоководной системы Хурай. Двенадцать профилей выполнено вкрест основных русел канала Хурай – отменные данные, будет, что интерпретировать по возвращению из экспедиции! Совпадение (а, может быть, и нет), но последний галс через систему Хурай закончился, будто специально, напротив пади Хурай-Хызыл, которая и дала название всей системе. Участники рейса, проведшие последние два дня, исследуя подводное продолжение пади, смогли увидеть «с чего всё начинается». Именно из этой пади периодическими потоками в Байкал сбрасывается материал, который пропиливает каналы, протягивающиеся на многие километры по дну Байкала. К сожалению, тучи, поглотившие вершины ольхонских скал, не позволили увидеть падь во всей красе. Ну что же, значит, еще есть повод вернуться сюда!

От проксимальной части системы Хурай рукой подать до изучавшихся в прошлом году сипов «Уншуй», «Крест» и «сип 13». Такой шанс повидать старых знакомых! Конечно, мы заглянули с нашим профилографом и туда. А по окончанию работ с профилографом были продолжены эксперименты с цифровой косой. Насколько они были успешны, покажет завтра. Под закат поднялся ветер и волны. Не страшно, «экспедиция» такого уже не замечает! Но надо возвращаться ближе к дому, идем полным ходом в южную котловину Байкала. Завтра по плану  - продолжить изучение района «Красный Яр».

А сейчас - «Верещагин» бежит на 8 узлах, волна бьется о борт, главный двигатель мерно гудит, выдавая свои обороты, а если подняться на палубу юта, туда, где не мешают судовые огни, можно с ума сойти от звездного неба. Такое небо не увидишь нигде на суше. Это счастье дано только морским геологам. И пусть послезавтра с кем-то прощаться. Чтобы не грустить, на будущее мы попросим – «Не дарите мне берег, подарите мне море…» Или море Байкал!

Не отошли от традиций и в этот день – лекцию читала Марина Соловьева «Гравитационные процессы на склоне Кукуйской гривы в средней котловине озера Байкал (по данным сейсмоакустических методов)»