9 августа. День третий. Когда вышел в рейс в понедельник…
«На этом судне есть два вида оборудования: сейсмическое, которое может сломаться, и трубка, которую можно только потерять», - Григорий Георгиевич Ахманов (руководитель экспедиции) утром кратко резюмировал ситуацию, сложившуюся на судне…
Около 3 часов ночи, в ходе сейсмического профилирования, сгорел высоковольтный блок, который питал сейсмический источник. Работы были приостановлены. Судно ушло на полигон «Хурай», где рано утром решили бросать трубки, пока не удастся починить геофизическое оборудование.
- У нас есть несколько запасных шприцов для отбора проб, – сказали геохимики – геофизики могут нам помогать отбирать пробы газа из осадков!
- А у нас есть запасной высоковольтный блок, – ответили сейсмики – оценив все перспективы простоя геофизического оборудования…
Так случилось, что с собой у сейсмиков действительно был запасной блок. Его и подключили утром к спаркеру вместо старого. Всё заработало, пошла запись данных, но…
«Вот говорил же, что нельзя выходить в рейс в понедельник! Самая точная примета…», - злился Владимир Николаевич (главный и единственный из «аппаратурщиков»). Сгорел второй (он же последний) блок. Сейсмические работы были снова приостановлены. В этот раз было непонятно - это лишь на время или на совсем.
Руководству пришлось «переиграть» основные планы работ. Пока геофизики ломали свои светлые головы над тем, что делать, как быть, было решено бросать трубку. Бросили, подняли, описали, бросили, подняли, описали, и так несколько раз. Геологам хватало работы. Чтобы не бросать своих коллег в беде, «младшие» геофизики помогали, чем могли.
С сейсмикой оказалось всё не так уж плохо. Появилась идея сделать из двух сломанных блоков один работающий. С применением паяльника, скотча и с помощью «какой-то там матери»! После различных зарисовок схем, немыслимых многоэтажных расчётов, работ микроскопической точности блок был готов. Сбросили косу, источник, включили питание. Источник начал щёлкать, пошла запись. Оказалось, что даже с такой низкой энергией (300 Дж) дно отбивалось довольно отчётливо. Решено было продолжать работы на такой энергии, чтобы сэкономить ресурс блока.
На судне закипела работа. Геологи бегали с пробами, керном, геофизики бегали со своими картами, обсуждали строение разреза. Кок бегал с продуктами, команда бегала с чем-то своим (наверное, маслом и соляркой), руководитель экспедиции бегал с кружкой, наверное, чая.
Изюминкой дня была экскурсия в машинное отделение для новичков.
- А почему под двигателем вода плещется?
- Это машинное отделение, здесь всегда вода плещется, - ответил старший механик.
После этого сразу стало понятно, что всё надёжно и, главное, в надежных руках.
Лёвочкин Андрей