4 июля. Не горюем на Горевом Утёсе…
Наконец-то волна улеглась, и мы можем начать работать! Потеря целого дня – непозволительная роскошь, поэтому сегодня придётся навёрстывать упущенное. Работы начались с самого утра: с рассветом судно вышло на точку, а первая трубка была на борту аж за 2 часа до завтрака.
Сегодня мы работаем в интереснейшем и уникальном месте – районе Горевого Утёса. Здесь из глубинных горизонтов ко дну просачивается нефть, которая в виде капелек вытекает в воду и, поднимаясь на поверхность воды, растекается радужными нефтяными плёнками. Такое природное явление встречается нечасто и, безусловно, привлекает наше внимание.
Впечатления О.М. Хлыстова: «Было холодное июльское утро. Солнце не встало, хотя обещало. Вперёдсмотрящий указывал нам курс на разливы нефти, которые образовывали всплывающие со дна капли. Одновременно всплывали 5-6 капель на площади 1,5 км2».
Собственно, сам Олег Михайлович и был нашим вперёдсмотрящим, залезшим в смотровое гнездо на вершине мачты.
«Земля! Нет.., отставить! Нефть!» - наконец-то мы услышали заветное слово.
«Труба за борт!» - командует капитан.
Полчаса слаженной работы палубной команды и на борт поднимается трубка TTR-BL22-510G.
«Гидраты!» - раздаётся из рубки, где на эхолоте увидели, что за поднимающейся трубкой тянулся шлейф из пузырьков газа и капелек нефти.
Все срочно высыпали на палубу, труба разрезается максимально оперативно, чтобы гидраты не успели разложиться на газ и воду. Распил трубки – самый интригующий момент, всем не терпится узнать, удалось ли нам поднять гидраты или нефть. Иии… невероятное везение: и нефть, и гидраты – всё в одной станции! Прямо из осадка высачивается и булькает нефть, а также обволакивает прожилки газовых гидратов, из-за чего они приобрели весьма непривычный желтоватый вид.
В рейсах Class@Baikal есть давняя традиция проводить посвящения для тех, кто впервые увидел гидраты. Несмотря на то, что первая же трубка этого рейса подняла массивный газовый гидрат, посвящение провести не успели. Поэтому начальники рейса сговорились и решили провести посвящение сейчас. Вот стоишь ты, размечаешь керн или заправляешь трубу, а сзади подкрадывается начальник и размазывает по лицу байкальский алевро-глинисто-диатомовый ил вперемешку с нефтью, чтобы уж наверняка долго отмывалось и запомнилось на всю жизнь.
Следующая трубка – вновь гидраты и нефть! На палубе так и чувствуется воодушевление и готовность к подвигам – ведь сегодня запланировано аж 11 станций донного пробоотбора и 2 станции измерения течений.
Дальнейшая работа шла как на бесконечном конвейере: выход на точку – сброс трубы – подъём – извлечение керна – описание – снаряжение трубки – выход на следующую точку. Трубки шли одна за другой, все полные (по 5 м осадка), работы невпроворот. Даже новость о том, что ещё одна трубка поднимает гидраты, уже не особо придавала сил. Тем не менее, на качестве работы это никак не отразилось, и к ужину у нас уже было 10 трубок на борту. К большой радости участников рейса (и всё же к некоторому расстройству в научном плане) было принято решение отменить последнюю станцию, что дало возможность более тщательно и аккуратно обработать накопленные материалы, запаковать керны, оформить корлоги и просто перевести дух.
Однако, с последней станцией работы не заканчиваются – впереди ещё исследования по измерению скорости течений до глубокой ночи. Мы начали с вершины Академического хребта, затем спустились и провели повторные измерения у его подножия. Рабочий день завершился в 4 часа утра в самом глубоком месте Байкала – на отметке 1642 м.
Дальше вверх и в обратный путь!
Марина