День 1 (18.06.24). Первый раз в BaikalClass.

Прошла первая ночевка в порту Листвянки на борту гостеприимного Верещагина.

На судне очень чувствуется домашний уют, поддерживаемый слаженной работой командой корабля.

Утро началось с первого вкусного завтрака в кают-компании и встречи новых участников экспедиции, прибывших прямиком с самолета. Знакомство было приятным, но не столь долгим, потому что все устремились поскорее сменить береговую одежду на рабочую форму и окунуться в работу.

 

До обеда выполнялась закупка недостающих предметов, подготовка лабораторий к работе, раскладка инструментов, рабочие инструктажи.

Марина Соловьева провела инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на борту судна. Андрей Хабуев обучал нас азам работы с гравитационной трубой и подготовкой ее к пробоотбору. В перерыве между распилом пластиковых вкладышей для трубы мы собирали установку для фотографирования керна, где Иван проявил свои инженерные навыки – восстанавливал светодиодную подсветку, паял контакты, пересобрал компоновку.

 

 

 

В 12.30 судно Г.Ю. Верещагин под торжественные звуки гимна «Прощание Славянки» гордо вышло из порта и направилось в первый морской маршрут экспедиции Class@Baikal-2024.

Через 2 часа нас ожидала первая точка на полигоне «Голоустное».

Маршрут №1. Точка наблюдения 1. Полигон «Голоустное».

При подходе к точке отбора Андрей Хабуев провел практический мастер класс по подготовке пробоотборной трубы. Лаборатории с нетерпением ожидали первый керн.

Процесс спуска-подъема в команде корабля четко регламентирован и контролируется капитаном корабля – каждый знает свою задачу, действует слаженно, поэтому наблюдать за этой работой из специально отведенных мест очень интересно.

Труба с керном опускается на палубу. Мы выходим ее принимать, есть понимание сути процесса, мы готовы. В реальности же первая приемка в голове постоянно сопровождается вопросами: куда встать? за что сейчас взяться? что нужно делать в данную секунду, чтобы не отстать от общего темпа? Я на практике осознал, как сильно специфика морских геологических работ отличается от наземных, в которых я многократно участвовал, поэтому подобные вопросы воспринимаются очень приятно – здесь вскрываются точки роста, которые как раз и необходимо закрыть в рамках экспедиции и, действительно, научиться новым навыкам в процессе исследования.

Здесь стоит сказать, что любая несогласованность и тогда, и в дальнейшем чутко корректируется самыми опытными участниками – Мариной и Олесей. Они профессионально направляют действия команды в единое русло.

Первый керн распилен. Внутри обнаруживается первый для большей части команды экспедиции (и меня) газовый гидрат! Даже не буду пытаться подобрать достаточный эпитет – это было круто, увидеть наконец вживую байкальский гидрат!

 

 

 

 

Дальше началась отработка взаимодействия в лабораториях. Хотелось присутствовать одновременно во всех процессах, чтобы ничего не упустить. Особенно на такой важной и маркерной станции. Не сказать, что мне это сильно удалось, потому что в голове были все те же вопросы, но только теперь для другого этапа работ.

Тем не менее все пробы на геохимию органического вещества, изучения состава газа, гидрогеологию и литологию были отобраны.

В перерыве между работами мы сделали первые долгожданные фотографии с «горящим льдом Байкала», поочередно держа в руках горящий кусок газового гидрата.

 

 

Точка наблюдения 2. Грязевой вулкан «Старый».

Подготовка трубы проходила уже немного более слаженно. Лаборатории готовы к приемке нового керна.

Выход на точку сбросу контролируется Мариной и капитаном. Мы все ждем.

На глубину 1300 м процесс спуска-подъема уже занимает больше времени, поэтому я постоянно выходил на палубу, чтобы ничего не упустить. Но Марина потом рассказала, как можно следить за процессом по звуку лебедки и внутренних судовых сигналов команды корабля.

Во второй раз уже немного легче воспринимается работа в лабораториях. Помимо геохимии здесь больше внимания уделено литологии, потому что разрез представлен большим количеством литологических разностей. Газовых гидратов не обнаружено, но все интервалы газирования осадка были зафиксированы.

 

Это была последняя точка на сегодня. Лаборатории подготавливаются к новому дню.

Олеся провела мастер-класс по дегазации осадка, а Марина рассказала первую вечернюю вводную лекцию по истории формирования озера Байкала.

 

 

После ужина часть команды ушла на уточнение следующего маршрута, а Андрей Хабуев провел дополнительный инструктаж по работе с пробоотборником.

Мы вновь полностью готовы к новому рабочему дню.

 

Маршрут окончен. Дневник вел Дмитрий Яковлев.