День 13 (30.06.24). И снова юбилей. И снова каньон. И снова… «Территория»!
Как обычно, моё утро началось с объявления подъёма по внутрисудовой связи: «Судовое время 7:50, экспедиции объявляется подъём. Всем доброе утро!» Далее следовала информация о планах работ на сегодня и, в конце, кратко о погоде: «Погода прекрасная, вода спокойная, ветра нет. Температура воздуха… 22 градуса??» Последние дни мои объявления были более разочаровывающими: то 6,5 градусов, иногда аж целых 8! Я даже дважды перепроверила показания термометра, но нет, всё верно, он вполне уверенно перемигивал между 22.1 и 22.2.
С утра (точнее, ещё со вчерашнего вечера) в воздухе витало радостное предвкушение 600-й трубки. Вчера остановились на отметке 599, выбившись из сил и решив, что юбилейная стация должна быть отобрана со свежими силами и светлыми головами. Увы, утренний пробоотбор начался не очень удачно – две трубы подряд пришли пустыми, а третья подняла всего один метр осадка с небольшим количеством гидратов.
Разочаровавшись в этом районе исследований, мы, взглянув, вероятно, последний за эту экспедицию раз на гидраты, отправились на полигон Еловский, хранящий ещё одну загадку Байкала. Здесь на небольшой территории сосредоточена группа небольших холмов на поверхности дна, уходящих корнями в погребённое оползневое тело. Газы здесь ведут себя крайне странно. Осадок тоже совершенно не понятный, нигде на Байкале такого больше не встречалось. Да и сама морфология дна удивительна.
Длительный переход (около получаса) не пропал зря, ведь у нас была припасена невскрытая трубка, отобранная пять дней назад и ожидавшая своего часа, когда у нас наконец-то появится хоть несколько минут свободного времени для её обработки. И не зря мы берегли силы на неё -
В осадках – очень плотный алевро-глинистый ил. Не то, что мы надеялись найти, ориентируясь на результаты прошлых рейсов, но тоже очень интересно. В этом году мы отобрали образцы на определение плотности и влажности осадка, а также провели измерение сопротивления недренированному сдвигу. Надеемся, что результаты дополнительных исследований прольют свет на механизм формирования этих структур.
Нам пришлось поторопиться, быстрее поднять трубку, провести отбор проб и завершить работу на Еловском полигоне до 16:00. Это время – единственный момент дня, когда все вахты в машинном отделении и рубке бодрствуют. А значит – это лучшее время, чтобы сделать традиционную общую фотографию экипажа НИС «Г.Ю. Верещагина» и научной команды экспедиции Class@Baikal-2024.
Следующая цель – Посольский каньон. Вчера нам очень понравилось работать на каньонах (Кукуйский, Средний, Харауз), поэтому решили продолжить работу на участке с другой стороны дельты Селенги. Результаты пробоотбора ещё предстоит обдумать.
День прошёл максимально продуктивно. Вместо запланированных четырёх станций мы отработали аж семь, в результате чего накопившаяся за рейс усталость начала активно проявляться на лицах команды. Для поднятия настроения, отдыха и сплочения коллектива, мы с Олесей приняли решение отменить ежедневную вечернюю лекцию и вместо неё реализовать давнюю мечту – повторить просмотр чудесного фильма «Территория» на палубе под звёздным небом, как мы это делали в далёком… 2016 году? Так давно, что уже и не помним год, но абсолютно точно помним ту непередаваемую атмосферу покачивающегося на волнах «Верещагина», прохладного ветерка, огромных звёзд над головой, прижимающихся друг к другу и закутанных в пледы членов экспедиции с чашками какао в руках, разносящуюся над водами Байкала песню «Большая Медведица» и завораживающие виды плато Путорана на стенке под окнами капитанского мостика, на которой мы смотрели фильм через проектор. Надеюсь, что в памяти новых членов экспедиции останутся такие же яркие и незабываемые эмоции.
Дневник вела: Марина Соловьева