22 Июля. Вахты и звезды
Работали всю ночь, рассекая полигон галсами геофизических профилей. Кукуйская грива – крепкий орешек! Это мы почувствовали еще в первой половине рейса во время пробоотбора. Не всё получается с первого захода, о легкой научной «добыче» можно забыть.
Ночные работы потребовали распределения участников по вахтам, чтобы каждый имел время хотя бы для короткого отдыха. Распределение вахт на научных судах бывает разное, согласно особенностям проводимых работ, продолжительности рейсов, количества человек в команде и научном составе, да и просто традициям. На НИС «Г.Ю. Верещагин» расписание вахт самое распространенное – 4 часа через 8 часов. Четыре часа – на вахте, восемь – не твоя смена. Смена вахт приятно совпадает с временем завтрака (8 часов утра), обеда (12 часов), дневного чая (4 часа дня), ужина (8 часов вечера). Также вахты меняются в полночь и в четыре утра. Такое расписание выдерживается командой и научным составом рейса. Конечно, между вахтами тоже много дел, но во время вахты вахтенный несет главную ответственность и, поэтому основную нагрузку, за свою часть работы сложного, но уже хорошо слаженного механизма под названием экспедиция Class@Baikal на НИС «Г.Ю. Верещагин».
Сейсмический разрез юга восточной части Кукуйского полигона
Сложный рельеф дна Кукуйского полигона с оползневыми телами, каньоном, крутыми уступами и террасами не позволял ни на минуту расслабиться. Часто приходилось то подтягивать ближе к борту, то отдавать косу, добиваясь лучшего сигнала. Периодически надо было доставать плотик со спаркером из воды, чтобы добавить в контейнер солевой раствор, тот самый, что позволяет «привыкшему» к солёной воде спаркеру работать в условиях пресного озера.
Маслонаполненная сейсмическая коса
Катамаран (плотик) с излучателем электроискрового источника типа «Спаркер»
Вахты были организованы на корме, поближе к аппаратуре, и в лаборатории, чтобы контролировать запись сигнала.
Кормовые условия куда более спартанские, большую часть ночи – на ветру и на холоде. Но зато только здесь можно любоваться звездами, нависающими над Байкалом, и рассветом, краше которого мало, где сыщешь. И только здесь по-настоящему понимаешь, ощущаешь почти физически, как прекрасна профессия морского геолога, как трогателен наш Мир, как дороги близкие тебе люди, как бесценен каждый момент…
Ночной офис "связиста"
Утром накала рабочего ритма не выдержала техника. Всю ночь трясшийся в воде плотик своим левым пилоном стал подавать нам сигналы с просьбой о передышке. От вибрации раскрутилась гайка, и ослаб крепежный хомут. Плотик надо было вытаскивать из воды и приводить в порядок. Требовалось время на «лечение» плотика. Чтобы не простаивать, пока его чинят, решили перейти на другой полигон. Выбрали интереснейший объект – район нефтепроявлений у мыса Толстый, уникальный природный феномен. Кроме того, этот участок байкальского дна характеризуется меньшими глубинами, а значит, нашей технике будет полегче «пробиться» на большую глубину под дном. В нашем рейсе мы здесь еще не работали, не брали трубок. Полученные геофизические данные будут хорошим заделом для экспедиции следующего года, в необходимости которой уже не сомневаются ни начальник рейса Олег Михайлович Хлыстов, ни руководитель проекта Григорий Георгиевич Ахманов, что очень радует возможностью новых встреч с Байкалом всех участников нынешней экспедиции.
Начались геофизические исследования у мыса Толстый, а, тем временем, в кают-компании М.Ю. Токарев прочитал лекцию о методах и методиках морских сейсмоакустических работ.