День 7 (24.06.24). Преодоление экватора

«Преодоление» - то слово, которое преследует нас с первого дня экспедиции. Каждый день – новый вызов: будь то борьба со штормом или необходимость экстренно научиться делать смеар-слайды. Сегодня мы преодолеваем экватор (середину рейса), вопросы паковки цельных труб и методику выдавливания керна. Самое время подвести промежуточные итоги, поэтому сегодня блог пишет начальник экспедиции, то есть я. Готовьтесь много читать :)

Утро началось необыкновенно рано, потому что судовой команде пришлось спуститься под пол в нижнюю часть судна, люк в которую находится прямо перед дверью каюты начальника экспедиции. Чтобы проснулись не только жители центрального жилого отсека, но и остальные участники экспедиции, ровно в 7:50 по громкой связи прозвучало моё утреннее приветствие, которое стало уже почти традиционным или, по крайней мере, точно всеми ожидаемым. Все уже привыкли просыпаться под добрые слова начальника экспедиции, прогноз погоды и краткую сводку о районе исследований и поставленных на день задачах.

Сегодня абсолютный штиль, зеркальная гладь воды отражает безмятежные облака и яркое солнце с едва различимым гало по сторонам. Прекрасная погода для хорошего самочувствия и настроения, но совершенно неудачная для эффективной работы. Как оказалось, в полный штиль работать так же сложно, как и в сильное волнение – в отсутствие дрейфа очень сложно вывести судно в нужную точку. Но профессионализм экипажа судна преодолевает (опять это слово) и эти сложности, чётко отрабатывая выход на точку и спуск трубы.

Сегодня мы работаем в северо-восточной части центральной котловины озера. На горизонте видим и Ольхон, и Святой нос, и даже Ушканьи острова. Цель пробоотбора – поднять представительную грязевулканическую брекчию с вулкана Катко и отправить её в Москву для рентген-томографического анализа. Перед нами поставлена непростая задача – привезти невскрытый керн, но такой, чтобы в нём обязательно была брекчия. Как узнать, что в трубе есть брекчия? Наверно, надо обладать рентгеновским зрением. На первой попытке решили вскрыть трубу и (фантастика!) сразу увидели потрясающую брекчию с размерами обломков до 2.5 см. В подарок шли газовые гидраты, которые, однако, нас не очень порадовали, т.к. мешают запаковывать керн.

Вторая труба планировалась отправиться в Москву в невскрытом состоянии, однако произошла осечка, приведшая к утере первой секции. В рейсе всякое случается, но мы учимся на своих ошибках. Зато появился материал для отработки методики выдавливания керна на случай, если под конец рейса станет не хватать труб. Бравый помощник капитана сконструировал нам «фундаментальное» (любимое слово нашего капитана) устройство для выдавливания керна, которое блестяще отработало с первой же попытки и, наверняка, в силу своей фундаментальности прослужит ещё очень долго и эффективно.

Далее шли две станции, которые должны решить гидрогеологически задачи и объяснить особенности минерализации, выявленные в экспедиции Class@Baikal-2022. Завершаем день на Горевом Утёсе – известном месте нефтепроявления. Неспроста эта станция поставлена последней в плане работ на день. Представив, как вся труба, палуба, лаборатории и люди будут измазаны в нефти, мы поняли, что нам потребуется не один час на генеральную уборку.

«Верещагин» вошёл в огромное радужное пятно нефтяной плёнки на воде (нет, мы тут не при чём, оно природное, честное слово!) и кинул последнюю на сегодня трубку. И… нефть. Даже так: НЕФТЬ! Целая секция с высачивающимися капельками. Все с интересом набросились на трубку, ведь многие впервые видят нефть в её природном виде. Рулевой Арсений тоже крутится рядом, помогает нам с пробоотбором и восхищённо говорит: «Ух ты, теперь я могу рассказать маме, что трогал нефть!» На такой позитивной ноте мы завершаем пробоотбор, но не завершаем день. Впереди обработка материала, запаковка керна, различные эксперименты и, конечно, уборка.

День завершается рассказом об истории Плавучего Университета от Видищевой Олеси, которая поведала об истоках программы TTR и выросшего из неё проекта Class@Baikal. После неё мы заслушали видео-доклад Немченко Нины об особенностях строения верхнечетвертичного разреза осадков озера Байкал. Нина с первого дня экспедиции незримо присутствует с нами и направляет наши исследования письмами, а теперь ещё и голосом.

И всё же, я начала с того, что сегодня у нас преодолевается экватор и пора подводить итоги. Главный вывод первой половины экспедиции: у меня самая потрясающая команда, где каждый человек – настоящее сокровище! Самая лучшая команда, которую только можно пожелать и которой не страшно доверить любое дело, успех экспедиции, своё нервное спокойствие и благосклонность Байкала.

Все отряды работают максимально продуктивно в меру своих ограниченных возможностей и малой численности. Немного статистики: 7 дней экспедиции, 34 станции донного пробоотбора, 130 проб газа, 26 образцов органического вещества, 100 проб поровых вод, 140 определений сопротивления недренированному сдвигу, 57 Гб медиа-файлов и даже два береговых маршрута. И это далеко не всё, чем мы занимаемся.

Проект Class@Baikal является частью Плавучего Университета, поэтому в экспедиции все чему-то учатся, в том числе и я. Будучи геофизиком, очень сложно возглавлять геологическую экспедицию, ведь, несмотря на десятилетний опыт работы на Байкале, я всё же преимущественно занималась задачами планирования рейса и геофизическими работами. Теперь же я тоже многому научилась: поддерживать работоспособность, позитивный настрой и мотивированность своей команды, спокойно реагировать на неудачи и искать решение проблем, придумывать новые задачи и выполнять известные всем (но не мне) действия: полностью переодеваться за минуту по 10-15 раз в день, не бояться грязи, аккуратно раскрывать керн, отличать голоценовые от плейстоценовых отложений, делать смеар-слайды, отбирать шлифы и многое другое. И, главное, доверять своей команде.

Люблю всех и горжусь! Спасибо, что вы со мной рядом ❤

 

Дневник вела: Марина Соловьева